Главная / НОВОСТИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШАГАА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШАГАА

7 февраля 2020

НОВОСТИ

Методические рекомендации по проведению Шагаа

(разработаны Центром развития тувинской

традиционной культуры и ремесел)

 

О проведении обряда  "Сан салыры"

Значение ритуала сан. С древнейших времен тувинцы поклоняются природе. Чтобы выразить благоговение перед творениями природы и свое почтение к ней, совершают обряд чолукшуур (приветствие) посредством сан салыр  (воскурение, жертвоприношение, моление) – таинство общения с Отцом-Небом и Матерью-Землей. К этому обряду тувинцы относятся со всей серьёзностью. Обряд обычно проводит мужчина — хозяин дома, который несет ответственность за семью, род, клан, или для этого обряда приглашают шамана. Обряд сан салыр совершается во время освящения родовых гор, тайги, огня, перед охотой, перед тем, как отправиться на лечение на аржаан (минеральные воды), перед любым делом, имеющим судьбоносное значение.

Как показывают исследования, во время Шагаа тувинцы совершают два вида сан салыр — большой сан и малый сан. Мужчина устраивает большой сан, женщина – малый сан.

Большой сан (жертвенный костер). Его располагают на удаленном от юрты, дома месте, желательно на возвышенном. Так как Небо, создавая мужчину, предназначило ему быть охотником, сидящим в засаде на высоком месте, или править родом, кланом, государством с высокого трона и так как от мужчины, от его ума, предприимчивости, мудрости зависит благополучие семьи, поэтому именно мужчина проводит этот обряд, на него возлагается эта ответственная миссия. И он не должен ограничиваться интересами семьи, от него зависит судьба подрастающего поколения всего рода, будущее его народа, развитие общества,

Обычно для этого обряда существует специально отведенное постоянное место. Если же перекочевали на новое место, для сан салыр   выбирают участок подальше от дорог, на чистом, нехоженом, опять же возвышенном месте или на склоне горы. Площадку выравнивают, выкладывая плоские камни на ширину и длину 50 — 60 см.; заранее заготовленные дрова складывают в форме конуса, внутрь которого предварительно кладут бересту, артыш (можжевельник), политые топленым маслом.

Малый сан. Хозяйка аала располагает его недалеко от входа в юрту или во дворе перед домом. Женщина является воплощением солнечного света, от неё зависит тепло домашнего очага, любовь и согласие в семье. Малый сан должен быть расположен в 3-4 метрах от входа в жилище, он совсем небольшой — огонь разжигают из щепы  только для того, чтобы сделать воскурение из масла и артыша (можжевельника), перед сан (костром) расстилают коврик из белой кошмы, на котором, опустившись на колени, женщина возносит молитву к Небу, к духам-хранителям домашнего очага с просьбой   защитить от зла, ниспослать здоровье и благополучие детям и всем членам семьи, кланяясь трижды произносит молитву, затем молятся дети.

Сан салыр — Воздаяние Священному Огню — творцу.

Обряд Сан салыр начинается рано утром с первыми лучами солнца. Мужчины, собрав заготовленные для обряда предметы, отправляются на специально предназначенное для этого место. Хозяин дома раскладывает, как положено, костер и разжигает огонь. В разгоревшийся костер бросают щепотками дээжи (жертвенная пища) – лучшее из приготовленной для Шагаа пищи (или вообще самая вкусная часть любого кулинарного изделия). Жидкой пищей  (молоком, чаем с молоком, арагой), которую нельзя лить, огонь только окропляют. Опустившись на колени, возносят молитву Духу Огня, выражают благодарность, просят о пощаде и милости от стихийных бедствий (засухи, холодов, падежа скота, наводнений и др.).

Бойдус-биле чолукшууру.

После воздаяния почестей Огню на некотором удалении от того места, где проводился сан салыр, хозяин дома отдельно проводит обряд бойдус-биле чолукшууру (приветствие и благодарение духам данной местности).  Чтобы просить милости от Природы, духов её гор, рек, степей, тайги, надо снять шапку, развязать пояс, положить его на плечи и, стоя на коленях, окропить молоком лучи восходящего солнца и начать моление, выразить пожелания благополучия, благодаря за милости Отца-Солнце, Мать-Землю, попросить прощения за то, что нарушал их покой,  добывая себе пропитание. Взывая к наступающему Новому году,  восклицают: «Шаг чаагай, Шагаа чаагай!» (Шагаа благодатный, время доброе!) – так приветствуют Шагаа и возносят хвалу Новому году, выражают благодарность и произносят пожелания благополучия всему живому.

В настоящее время традиционный обычай сан салыр дополняется новыми обрядами, заимствованными из тибетского буддизма. Например, при вычислении времени наступления Шагаа учитываются минуты и даже секунды. По обычаям тибетцев, встреча Шагаа сопровождается почитанием Будды и адептов – защитников буддизма, преподношением им белой пищи.  Также принято сжигать в огне грязных вещей, грешных мыслей и побуждений, что противоречит  обычаям тувинцев, для которых Огонь считается священным явлением природы, поэтому загрязнять его нельзя. Однако соблюдение тех или иных обычаев – дело совести каждого отдельного человека.



На сайте цпорт.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принято
Наверх страницы